На сайте https://dmdk.ru/for-business/ в разделе «Руководства пользователя» размещено Руководство программиста «Транспортный модуль», которое регламентирует продажу ювелирных изделий с использованием транспортного модуля (УТМ).
Указанное руководство программиста не имеет под собой нормативного регулирования и противоречит Постановлению Правительства РФ от 26.02.2021 N 270, которым утверждены Правила функционирования ГИИС ДМДК (далее – Постановление №270).
Так, в руководстве программиста разъясняется, что УТМ предназначен для автоматизированной передачи в ГИИС ДМДК сведений об операциях розничной продажи и возврата ювелирных изделий, получаемых от контрольно-кассовой техники.
Это своеобразная онлайн-проверка легальности операции с ювелирным изделием: продавец сканирует двухмерный штрих-код с бирки, считанный код передается кассе, касса запрашивает через УТМ у ГИИС ДМДК информацию о легальности ювелирного изделия (есть ли УИН, есть ли статус «введен в оборот»), и ждёт ответа от ГИИС ДМДК. Если ответа от ГИИС ДМДК нет или ювелирное изделие не прошло проверку ГИИС – изделие продать невозможно, так как система будет блокировать выдачу чека.
Возврат ювелирных изделий осуществляется по тому же алгоритму, что и продажа. Данные будут переданы в ГИИС ДМДК вместе с чеком, по аналогии с чеками продажи.
Каждый транспортный модуль должен быть вручную в личном кабинете участника рынка в ГИИС ДМДК привязан к тому объекту, на котором установлена контрольно-кассовая техника. Система выдает сертификат транспортного модуля, срок действия которого сейчас неизвестен, но есть оговорка, что такой сертификат по окончании срока действия необходимо перевыпускать.
Также в руководстве программиста содержится требование дополнить в атрибуты кассового чека КПП организации и УИН ювелирного изделия. Кассовый чек – бланк строгой ответственности, реквизиты которого утверждены Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации". При формировании кассового чека, в частности, при заполнении и отражении в кассовом чеке отдельных реквизитов, следует руководствоваться форматами фискальных документов, утвержденными приложением N 2 приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию". Вышеуказанные нормативные правовые акты не предусматривают наличия в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) такого реквизита как УИН или КПП организации.
Отметим, что описанный процесс с использованием УТМ не соответствует пункту 39 Постановления №270, в котором указано, что участники оборота ювелирных изделий регистрируют информацию о реализации ювелирных изделий не позднее 3 календарных дней со дня розничной реализации ювелирного изделия.
Основные негативные последствия внедрения транспортного модуля, возникновение которых уже можно предположить, это невозможность продать ювелирное изделие в ряде случаев (повреждение штрихового кода на бирке; утеря бирки ЮИ; сбой в ГИИС ДМДК; сбой в работе УТМ; перебои с Интернетом и многие другие), а также невозможность отразить возврат ювелирного изделия.
После первичного анализа предложенного нововведения – УТМ, можно прийти к выводу, что результатами его внедрения будет:
- падение продаж;
- снижение уровня доверия к ювелирным магазинам;
- повышение затрат на реализацию данного нововведения (доработка ПО для кассового оборудования, возможно, со сменой касс);
- рост претензий покупателей при невозможности обеспечить возврат ювелирных изделий.
Отметим, что на начало 2023 г. это явно несвоевременное предложение - полноценно ювелирные организации не перешли на систему ГИИС, маркировка непосредственного на ювелирных изделиях не внедрена, инициатива с участниками рынка не обсуждалась.
Более подробный обзор ситуации с УТМ был направлен для ознакомления участникам Союза в рамках членской рассылки. Если у вас остались еще какие-то вопросы - обращайтесь к куратору Союза и мы поможем вам разобраться.